Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Лаг - устройство для измерения расстояния

Лаг – устройство для измерения расстояния, пройденного судном. На кораблях, яхтах, как и на многих других малых судах, устанавливаются так называемые относительные лаги, т.е. лаги, определяющие расстоя­ние, пройденное относительно воды. Наиболее популярны лаги, дат­чиком которых является крыльчатка, вращающаяся в потоке заборт­ной воды под днищем судна. Частота вращения крыльчатки в виде электрических импульсов передается по кабелю в устройство элек­тронной обработки и индикации. Кроме счетчиков пройденного рас­стояния все лаги имеют возможность определения и индикации те­кущего значения продольной составляющей скорости судна относи­тельно воды. Погрешность работы лага не превышает 3-5% измеряе­мого параметра. Главной особенностью данного типа лагов является непостоянство поправки на разных скоростях хода судна.

Как правило, все лаги имеют два счетчика пройденного рассто­яния. Один из них ведет учет общего пройденного расстояния с мо­мента монтажа прибора на яхте. Другой обнуляется при выключе­нии питания и при нажатии кнопки сброса, давая возможность из­мерять длину отдельных отрезков пути. Кроме того, возможна инди­кация текущего значения скорости яхты относительно воды. В ночное время дисплей освещен встроенной подсветкой. Функции самых простых и недорогих лагов, таких как NASA Target или NASA Clipper, этим и ограничиваются.

Конструктивно лаги выполнены не требующими ухода. За не­сколько дней стоянки в марине на лопасть крыльчатки может усесть­ся ракушка, и вертушка окажется заклиненной, что не позволит лагу работать в нормальном режиме. В этом случае под днищем протя­гивается шнур или снаряжается ныряльщик, который при нахожде­нии яхты в дрейфе или на якоре произведет очистку вертушки.

Все датчики смонтированы в специальном клинкете и имеют воз­можность быть вынутыми внутрь корпуса яхты. Так как лаг установ­лен значительно ниже ватерлинии, при снятии датчика в лодку, нахо­дящуюся на плаву, стремится попасть неограниченное количество воды. Большинство клинкетов при этом необходимо заткнуть спе­циальной пробкой. В конструкции некоторых клинкетов (Raymarine, B&G) предусмотрен лепесток, самозакрывающийся под напором воды при выемке датчика. В любом случае благоразумнее избегать манипуляций с датчиком лага до того, как лодка будет поднята из воды.

Относительный лаг может правильно считать скорость и прой­денное расстояние только в том случае, если скорость потока, об­текающего корпус в месте установки датчика, соответствует ско­рости яхты относительно воды. Несмотря на кажущуюся простоту и очевидность этого явления, поток воды, обтекающий корпус, замед­ляется силой трения. Кроме того, пропеллер обладает некоторым проскальзыванием в потоке и. наконец, яхта движется в воде далеко не всегда строго продольно своей диаметральной плоскости.

Leave a Reply

Здравствуй, Мир!

Здравствуй, Мир!

Очередной день  сайта Любимые Подарки. Наверное, не случайно, что  день нашего сайта  рождения 14 февраля, день св. Валентина, покровителя влюбленных! далее..